В Оргкомитет регионального этапа
конкурса «Учитель года России - 2016»
Пояснительная записка
к компьютерной презентации «Образовательные квесты как средство активизации познавательной деятельности учащихся».
Подготовил: Булгаков Александр Игоревич, учитель истории, обществознания и права МБОУ г. Мценска «Средняя школа № 3»
Выращивайте ваши лучшие идеи.
Это занятие благородное.
Из сотен идей, рождающихся в наших головах ежедневно, вырастут лишь те, о которых мы позаботимся. Вырастут лишь те, которые мы подкрепим действиями, а остальные умрут, оставшись ничем.
Помните, всё когда-то в нашем мире начиналось с идеи, все те вещи, которые нас сейчас окружают, тоже когда-то были идеями. Одной своей педагогической идеей я хочу сегодня с Вами поделиться.
Мы живем в мире, который меняется очень-очень быстро и успешность человека сегодня зависит не от механического выполнения заданий, а от того, насколько быстро и правильно он реагирует на меняющиеся условия, приспосабливается к ним, продуцирует новые идеи.
Федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения ориентированы на становление таких важных личностных качеств как настойчивое стремление к непрерывному самообразованию, установка на постоянное пополнение имеющихся знаний новыми, расширяющими сферу их возможного применения на практике. Большое значение приобретает способность ориентироваться в информационных потоках, умение быстро находить полезную информацию в сети Интернет, анализировать её и использовать в своей деятельности, повышая эффективность интеллектуального или физического труда, склонность к самостоятельному принятию решений, творческое отношение к учебной или профессиональной деятельности.
Однако, не смотря на усилия стандартов, все еще актуальна проблема качества образования, что подтверждается данными международных исследований, таких как PISA, TIMSS, PIRLS и другие.
Я пришел в школу сравнительно недавно, но и моего педагогического опыта достаточно, чтобы понять, что жизнь современного школьника – это компьютерные игры, гаджеты, спорт и, конечно, социальные сети, очевидно, что жизнь современного школьника – это жизнь on-line и учеба в школе не является приоритетом. Я стал думать, как же сделать так, чтобы учиться моему ученику было также интересно, как и жить on-line.
Одним из путей решения, на мой взгляд, является разнообразие учебного процесса, активизация познавательной деятельности учащихся, расширение сферы их интересов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Одной из таких современных технологий является квест-технология или технология образовательных квестов.
Собственно понятие «квест» (транслит. англ. quest - поиски) и обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.
В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.
1. По форме проведения квесты бывают:
а) компьютерные игры-квесты – один из основных жанров компьютерных игр, представляет собой интерактивную историю с главным героем; при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий;
б) веб-квесты – направлены на поиск и анализ веб-ресурсов, и создание веб-продукта (сайт, блог, виртуальный словарь и т.п.);
в) QR-квесты – направлены на использование QR-кодов;
г) медиа-квесты – направлены на поиск и анализ медиаресурсов. К такому виду квестов можно отнести фото / видео квесты;
д) квесты на природе (улицы, парках и т.д.);
е) комбинированные.
2. По режиму проведения: в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме.
3. По сроку реализации квесты различают: краткосрочные – цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно – три занятия; долгосрочные – цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок – может быть, на семестр или учебный год.
4. По форме работы: групповые; индивидуальные.
5. По предметному содержанию: моно квест; межпредметный квест.
6. По структуре сюжетов различают: линейные; не линейные; кольцевые.
7. По информационной образовательной среде: традиционная образовательная среда; виртуальная образовательная среда.
8. По технической платформе: виртуальные дневники и журналы (блоги, ЖЖ и др.); сайты; форумы; Google – группы; Вики – страницы; социальные сети.
9. По доминирующей деятельности учащихся: исследовательский квест; информационный квест; творческий квест; поисковый квест; игровой квест; ролевой квест.
10. За характером контактов: учащиеся одного класса или школы; ученики одного района; учащиеся одной страны; учащиеся из разных стран.
11. По типу задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча):
а) перевод – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
б) планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий;
в) самопознание – любые аспекты исследования личности;
г) компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;
д) творческое задание – творческая работа в определенном жанре – создание пьесы, стихи, песни, видеоролика;
е) аналитическая задача – поиск и систематизация информации;
ж) детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов;
с) достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме;
и) оценка – обоснование определенной точки зрения;
к) журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
л) убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
м) научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Необходимо отметить, что один и тот же квест может быть классифицирован по нескольким параметрам одновременно.
Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет, роли); задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы); оценка (итоги, призы).
Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить цели и задачи квеста; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста, написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.
Использование в образовательном процессе технологии веб-квест позволяет:
- развивать навыки информационной деятельности человека;
- формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
- развивать творческий потенциал школьников;
- формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.
Преимуществом образовательных квестов является использование активных методов обучения. Квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы. Следует отметить, что обучение с помощью квест-технологии позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.
Образовательные квесты позволяют достичь личностных, предметных и метапредметных результатов образовательной деятельности, потому что:
- направлены на расширение информационной грамотности, формирует информационную культуру, умение работать с различными источниками информации и перерабатывать её;
- относятся к личностно - ориентированному обучению;
- позволяет формировать УУД;
- активизируют познавательную деятельность и мотивируют к изучению школьных предметов;
- позволяют применять полученные знания на практике;
- способствует не только интеллектуальному, но и нравственному развитию учащихся: они учатся выстраивать позитивный диалог друг с другом, осознавать меру личной ответственности в решении общих задач.
Каков же был мой мотив, когда я начал свой педагогический поиск? Несомненно, когда я общаюсь с детьми, я признаю достоинство каждого (любого), понимаю и принимаю его, защищаю достоинство и интересы, помогаю оказавшемуся в конфликтной ситуации, стараюсь находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивая его понимание и переживание любым моим учеником… Можно еще много всего перечислять, но я перейду к главному. В основе моего поиска лежало желание сделать «урочную» жизнь каждого (любóго, лю́бого) моего ученика интересной, и, конечно, показать как удивителен и прекрасен мир школьного предмета – история, помочь ему стать не наблюдателем, а непосредственным участником исторических событий минувших дней. Каков же был мой мотив? Мотивом моим была ЛЮБОВЬ … Любовь к ученику, к истории, к Родине, к жизни!
Образовательные квесты -как средство активизации познавательной деятельности учащихся