Среда, 15.05.2024, 06:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Булгакова А.И.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации » Публикации

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС

Передо мной открылась удивительно богатая,

неисчерпаемая по красоте грань

педагогического мастерства

– умение учить детей думать.

Это открытие вдохновляло меня,

я переживал необыкновенное счастье творчества

В.А. Сухомлинский 

Эти слова буквально вошли в моё сознание, душу и сердце. Я молодой учитель, и каждый урок для меня- это открытие, преодоление ещё одной ступеньки на педагогическому пути, познание непознанного. Я работаю в довольно специфической школе, где большинство ребят имеют низкую мотивацию обучения, живут в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Но я люблю своих детей и всеми силами стараюсь развить в них стремление к познанию, учению. «Истинное учительство есть вечное наполнение ученика Светом. Истинное же ученичество есть вечное устремление к Учителю, к Свету» Ш. Амонашвили.

Известно, если школьники действительно стремятся хорошо учиться, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает, однако школьные учителя продолжают говорить о том, что дети не хотят учиться. Успешное учение школьников является важнейшей задачей учителей. Они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи.

Что же касается самих школьников то известно, что учение является ведущим типом их деятельности. Успех во владении знаниями ощущается многими, но,  сожалению, не всеми, как важное жизненное достижение. Дети любознательны и познавательно активны уже после рождения. Познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако такая активность, по наблюдениям детей и родителей, у многих детей явно уменьшается, по мере перехода в более старшие классы. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам, домашнее задание часто не выполняется. Дети пассивны и невнимательны на уроках. В то же время возрастная активность ищет своего выхода. Тогда внимание школьника переключается с организуемой учителем деятельности на другие дела. Порядок на уроке нарушается. Попытки его восстановить малопродуктивны. Школьники активно или пассивно сопротивляются обучению. Ученики не слушают и не видят того что говорит и показывает учитель. Не желают думать. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают программный материл.

Учение -это непростая деятельность, более трудная, чем стихийное повседневное познание.  Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична, бессмысленна и вредна. Об этом не раз писали известные ученые педагоги (Беспалько В. П. , Днепров Э. Д.), но содержание общего школьного образования всё ещё можно оценить словом «разбухает». Именно для остановки этого процесса, переосмысления учителями их задач и создан ФГОС второго поколения.

У этой проблемы есть и другая сторона. Школа отвечает на вопросы, которые школьник не задавал, вталкивает в него интеллектуальный материал, который им не востребован. Попробуйте кормить ребенка, который уже наелся. Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока, - главная задача учителя, реализующего ФГОС.

            Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения примеров и задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знанием и нужными навыками.Но это ему тем более трудно делать, что вокруг него кипит многоцветная жизнь  различными соблазнами. Когда школьник стоит перед выбором  между необходимостью делать нужные, но далеко не увлекательные задания учителей, и возможностью насладиться  захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается не за школьными заданиями.

 Монотонность и однообразие школьных занятий, убранство класса, действий учителей, отсутствие быстрой смены событий и красок, ярких впечатлений и новых встреч,  отсутствие инновационной работы на уроке, необходимость долгое время спокойно сидеть и почти не говорить – все это делает школьную жизнь тусклой и скучной в глазах  многих школьников. К тому же авторитарная позиция взрослых воспринимается школьниками как несправедливая и неправильная, вызывает их протест и отбивает желание учиться. Имеет место и отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях. Его можно объяснить разными причинами. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом

Мы видим, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность? 

Надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности учеников.

Трудности овладения громадной современной культурой требуют использования в учебном процессе специальных средств и мер, и, конечно, стимулирования учеников на интенсивное обучение .Как справедливо отмечал   германский педагог А. Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.

Именно это требование является ядром нового стандарта: универсальные учебные действия (УУД), под которыми понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. «Все искусство воспитания и образования не более и не менее, как искусство возбуждения» (А. Дистервег).

Таково значение стимулирования  учебной деятельности. Необходимость его применения связана с тем, что человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

А почему ученику должно хотеть учиться? Не кушать мороженое, не играть в футбол, не играть в компьютер, а именно учиться?!

Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить начинаемая деятельность. Даже навязанная кем-то деятельность мотивирована! Вы замечали, как наказанные за шум в классе, школьники сидят тихо, но…бездельничают или устраивают каверзы исподтишка.

Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности (когда ученику  хочется так делать или поступать всегда). Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы.

Характер и результат его познавательной деятельности  зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя (и весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.

С этой целью как раз и используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника. Задача стимула совсем не в том, чтобы некоторыми внешними мерами заставить ученика заниматься учением. Нет, задача стимула совсем иная - вызвать и усилить его собственные полезные мотивы деятельности.

            Опора на типичные общечеловеческие потребности. Новое, скрытое, неизвестное   всегда притягивает воображение и стимулирует познание. Очень важен для детей стимул: новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.

Следующий стимул - практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания - ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе. Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности школьников. Когда человек встречается с противоречием, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

Такой стимул как оценка давно используется учителями. Любой человек, занятый делом, заинтересован узнать, насколько успешно он действует. Без такой обратной связи не может быть эффективной деятельности. Не утихают споры о том, нужна ли оценка, должна ли она отражать успехи ученика. Что же касается отметки, то ее роль чисто техническая: она проявляет, обнаруживает, фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого - либо другого знака.

Оценки усиливают желание ученика заниматься учебной деятельностью, поскольку повышают его престиж среди сверстников. Расхождение между мечтой быть сильным учеником и реальностью, которую обнаруживает оценка, задевает ученика. Но влияние на ученика этого фактора может быть двояким. Либо полученная оценка стимулирует ученика на более упорное и успешное овладение знаниями, либо, если она невысока, отбивает желание учиться.

Использование игр и включение игровых элементов в школьные занятия. Игра - средство побуждения детей к познавательной деятельности в школе.  Почему игра так притягательна для школьников в учебном процессе?  При правильной организации игра дает детям умения и другие качества, полезные для их будущей жизни. Может быть, то, что предлагает детям учитель на уроке, вовсе не игра, а вариант серьезной учебной деятельности. Игра - это деятельность с воображаемыми объектами. Для такой замещающей «деятельности» нужно только воображение. Игра увлекательна. Игра снимает накопившуюся умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группу, сближает детей с учителем.

            Опора на возрастные потребности. Значительная часть потребностей детей отличается от потребностей взрослых. Интересы старших школьников отличаются от интересов подростков и школьников младшего подросткового возраста.  Школьники любят испытывать свои возможности: кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает и умеет, кто более сообразительный. Их стремление к соперничеству можно использовать при организации различных соревнований, конкурсов, викторин, чемпионатов.

Опора на индивидуальные потребности. Сложность заключается в том, чтобы знать и помнить об интересах и увлечениях детей. Таких интересов у школьников очень много. В своей работе учитель использует разные источники: наблюдение за детьми во время совместной деятельности, разговоры с ними и их родителями, сочинения и анкеты. Внимательный педагог заметит и обратит внимание на индивидуальные интересы детей.

Стимулирующая роль организации учебного процесса. Продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, запоминать и применять изученный материал. Учителю следует обратить внимание на чёткое структурирование учебного материала, яркое и увлекательное изложение учебного материала, ритмичное чередование различных занятий на уроке.  Очень важно обеспечить активную позицию учащихся в учебном процессе. Прежде всего, необходимо предусмотреть и обеспечить обстановку свободного сотрудничества школьников с учителями как необходимое условие всякого стимулирования. Вот те формы и приемы обучения, которые я использую  для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними:  научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание  научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, журналов, буклетов, рекламных видеофильмов по изучаемым предметам, экскурсии, поездки, экспедиции. 

Такое многообразие форм и приемов организации обучения и возможность переключаться с одних видов деятельности на другие позволяют преодолеть тот однообразный ход уроков, который так не любят школьники.

Профилактика переутомления, снятие психических напряжений и моменты кратковременного отдыха от умственных занятий стимулируют дальнейшую познавательную деятельность. Оправдывает себя прием, которым я пользуюсь-  юмористические вкрапления в строгую познавательную деятельность. Уважение к личности ученика, признание его деловых качеств является прекрасным средством побуждения к учению. Вся школьная жизнь, все общение педагогов с детьми должны быть пронизаны гуманным отношением к школьникам.

Расширение свободы и самостоятельности положительно влияет на самочувствие школьников. Их притягивает школа, они воспринимают ее как свой родной дом, как дом радости.

Разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе и школе: масса интересных новых событий, клуб, ученическое самоуправление, преодоление однообразной школьной рутины - все это положительно сказывается на учебном процессе.

Различная внеучебная деятельность должна быть подчинена общим задачам учебно-воспитательного процесса. Стимулирование учения является ключевой проблемой образования в современных условиях. Федеральный государственный образовательный стандарт подчёркивает, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Если в тебе Учитель живёт,

Не прерывай своей мысли полёт,

Думай, решай, исследуй, твори –

Новое слово всегда говори.

Да, со – искатели, да, со – творцы,

Эти отличники и сорванцы.

Радость совместных открытий познай,

Всё, что ты знаешь, ребёнку отдай.

Ты сопричастен творенью Души,

Мудрое сердце раскрыть поспеши,

Вместе ищи на вопросы ответ

И не смотри, что тебе много лет.

Пусть не прервётся тонкая нить,

Твой ученик её может продлить.

Станешь частицей его бытия –

В этом, Учитель, награда твоя ….

Татьяна Рубцова

Категория: Публикации | Добавил: AlexIV (17.01.2016)
Просмотров: 661 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz