ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
______________________________________________________________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Учебно-методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий
по проверке выполнения заданий с развернутым ответом
экзаменационных работ ЕГЭ 2015 года
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ЧАСТЬ 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Москва
2015
Авторы-составители: Лазебникова А.Ю., Котова О.А., Лискова Т.Е.
Рецензент: Файзуллина Альбина Раисовна, кандидат политических наук, доцент кафед-ры исторического образования Института международных отношений Казанского (При-волжского) федерального университета, председатель региональной предметной комис-сии по обществознанию
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных пред-метных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменаци-онных работ ЕГЭ 2015 г. по обществознанию предназначены для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обще-ствознанию. Пособие состоит из трех частей.
В первой части («Методические рекомендации по оцениванию выполнения зада-ний ЕГЭ с развернутым ответом. Обществознание») дается краткое описание структуры КИМ ЕГЭ 2015 г. по обществознанию, характеризуются типы заданий с развернутым от-ветом и критерии оценки их выполнения, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.
Во второй части («Материалы для самостоятельной работы экспертов ЕГЭ по оце-ниванию выполнения заданий с развернутым ответом. Обществознание») в целях органи-зации самостоятельной и групповой работы экспертов дается общий алгоритм работы эксперта, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и тексты ответов экза-менуемых.
В третьей части («Материалы для проведения зачета») содержатся тексты заданий с развернутым ответом и критерии оценивания их выполнения, приводятся ответы экзаме-нуемых. Материалы могут быть использованы для самостоятельной работы, а также для проведения зачета.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ В КИМ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 4
2. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КРИТЕРИИ И ШКАЛЫ С ПРИМЕРАМИ ОТВЕТОВ ЭКЗАМЕНУЕМЫХ 9
2.1. Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (28 (С1)-31 (С4)) 9
2.2. Оценивание выполнения заданий на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста (32 (С5)) 15
2.3. Оценивание выполнения заданий на конкретизацию какого-либо теоретического положения (понятия) с помощью примеров (33 (С6)) 18
2.4. Оценивание заданий на решение проблемных познавательных задач (34 (С7)) 21
2.5. Оценивание выполнения заданий, требующих составления плана (35 (С8)) 25
2.6. Оценивание выполнения альтернативных заданий, требующих написания эссе (36 (С9)) 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
1. Задания с развернутым ответом в КИМ ЕГЭ по обществознанию
Структура и содержание КИМ, типы и уровень сложности заданий экзаменацион-ной работы соответствуют целям ЕГЭ – обеспечить объективную оценку качества подго-товки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образова-ния, с использованием заданий стандартизированной формы. КИМ по обществознанию ЕГЭ позволяют дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подго-товки с целью отбора для поступления в вузы и ссузы.
Задания с кратким ответом первой части экзаменационной работы направлены на распознавание и сравнение признаков, черт, элементов описания социальных объектов, соотнесение теоретического материала с жизненными реалиями, оценивание истинности суждений о социальных явлениях. Задания первой части также проверяют умения выяв-лять структурные элементы обществоведческого знания с помощью схем и таблиц, соот-носить видовые понятия с родовыми, классифицировать социальные объекты и их при-знаки, осуществлять выбор нескольких верных позиций (характеристик, проявлений) из предложенного списка, дифференцировать в социальной информации факты, оценочные суждения и теоретические утверждения, использовать термины и понятия в предлагаемом контексте, конкретизировать теоретические знания.
Задания с развёрнутым ответом второй части экзаменационной работы значитель-но увеличивают её дифференцирующую способность и тем самым помогают выявить эк-заменуемых с наиболее высоким уровнем обществоведческой подготовки.
Разные типы заданий с развёрнутым ответом в совокупности позволяют проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экза-менуемых сложных интеллектуальных умений. К их числу относятся умения целостно формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы, опреде-лять оптимальные способы практической деятельности, использовать полученные знания в смоделированных жизненных ситуациях, конкретизировать теоретические знания, вы-ражать и аргументировать собственную позицию по поводу значимой социальной про-блемы, применять теоретические знания при решении проблемных задач, для прогнози-рования и обоснования социальных явлений и процессов.
Отдельные умения из этого ряда проверяются в ходе ЕГЭ с помощью нескольких разновидностей заданий с развернутым ответом. Каждая из них основана на определен-ном виде познавательной деятельности:
• перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д.;
• применять обществоведческие понятия в заданном контексте;
• раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия соци-ально-гуманитарных наук;
• приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
• решать познавательные и практические задачи, отражающие актуальные пробле-мы жизни человека и общества;
• осуществлять поиск, анализ и интерпретацию социальной информации по опре-деленной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, науч-ных, правовых, политических, публицистических);
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собствен-ные суждения и аргументы по социальным проблемам.
В структуре работы все задания с развёрнутым ответом даются в строгой по-следовательности. Задание той или иной разновидности занимает определенное отве-денное ей место.
Так 28(С1)-31(С4) представляют собой составное задание, или так называемый мини-тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса-задания на его анализ и интерпретацию.
Задание 32(С5) направлено на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
Задание 33(С6) требует приведения примеров или раскрытия какого-либо теорети-ческого положения (понятия) на конкретном примере.
Задание 34(С7) - задача, содержащая условие в виде проблемной ситуации или вы-сказывания и вопросы (предписания) к ним.
Задание 35(С8) требует составления сложного плана развернутого ответа по кон-кретной теме / проблеме обществоведческого курса.
Задания 36(С9).1 – 36(С9).5 - альтернативные. Они требуют от экзаменуемых написания сочинения-размышления на основе выбора одного из пяти предложенных вы-сказываний. Каждое высказывание поднимает определенную проблему, относящуюся к той или иной области научного обществознания.
Задания 28(С1) и 29(С2), 32(С5) являются двухбалльными. За полное и правиль-ное выполнение каждого из таких заданий выставляется 2 балла. При неполном правиль-ном ответе – 1 балл. Все остальные задания с развёрнутым ответом (30(С3), 31(С4), 33(С6)-35(С8)), кроме альтернативных, – трехбалльные. За полное и правильное выпол-нение каждого из таких заданий выставляется 3 балла. При неполном правильном – в за-висимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.
Альтернативные задания являются пятибалльными. К ним прилагается обобщен-ная схема оценивания от 0 до 5 баллов.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!!!
Мини-сочинение оценивается по нескольким критериям.
Критерий 1 (К1) – Раскрытие смысла высказывания
Критерий 2 (К2) – Характер и уровень теоретической аргументации
Критерий 3 (К3) – Качество фактической аргументации
!!!КРИТЕРИЙ К1 ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ.
Если выпускник в принципе не понял проблему, поднятую автором высказыва-ния, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым от-ветом выставляется 0 баллов.
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по критерию К2 на 1 балл.Согласно используемым критериям оценивания, все задания с развёрнутым отве-том можно разделить на две группы.
Первую группу составляют задания с оригинальными критериями оценивания. Их в КИМ по обществознанию подавляющее большинство (задания 28(С1)-31(С4), 33(С6), 34(С7)).
Вторую группу составляют задания, которые имеет обобщенные критерии оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного задания (задания 32(С5), 35(С8), 36 С9)).
Система оценивания выполнения заданий с однозначно определенными элемента-ми правильного ответа содержит эталон правильного ответа. Критерии ориентируют эксперта на поиск в работе экзаменуемого положений данного эталона.
Эта подгруппа преимущественно представлена заданиями 28(С1) и 29(С2) (см. Пример 1).
Пример 1.
Прочитайте текст и выполните задания 28(С1) – 31(С4).
Рыночная система хозяйствования, как и любая иная экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки… Как правило, к основным достоинствам рыночной эко-номики относят, прежде всего, её чрезвычайную динамичность и способность к саморе-гулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечи-вать быстрый и эффективный экономический рост, в т.ч. путём предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эф-фективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению кон-курентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живу-честь и приспособляемость.
К числу недостатков рыночной экономики многие исследователи относят посте-пенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной си-стемы хозяйствования – конкуренции… Другой крупный недостаток рыночного меха-низма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен…
Нельзя не сказать и об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыноч-ной экономике. Здесь следует принимать во внимание, что инфляционный рост цен ока-зывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают быстро обесцениваться по отношению к реальным активам…
Несомненным недостатком рыночного хозяйства является то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к т.н. общественным благам. Оно само по себе не решает ряд важнейших социальных проблем. Среди них организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры, обеспечение охраны общественного порядка, национальной обороны и т.п. Рыночный механизм хозяйствова-ния не способен учитывать эти потребности общества. Поэтому государство вынуждено обеспечивать производство общественных благ и оказание услуг, проводя соответствую-щую налоговую политику.
Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения.
(В.И. Кушлин и др.)
28 (C1)
Какие достоинства рыночной экономики отметили авторы? Укажите любые три достоин-ства.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие достоинства:
1) чрезвычайная динамичность и способность к саморегу¬лированию;
2) восприимчивость к нововведениям, способность обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост;
3) высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкуренто¬способных производственных технологий;
4) живучесть и приспособляемость.
Достоинства рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Правильно указаны три достоинства 2
Правильно указаны два достоинства 1
Правильно указано одно достоинство.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 229 (C2)
Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недо-статков.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие недостатки:
1) постепенное ослабление и даже сознательная ликвидация конкуренции;
2) не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен;
3) часто проявляющиеся инфляционные процессы;
4) не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ;
5) не решает ряда важнейших социальных проблем (организация общедоступ-ного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищён-ных слоёв населения, развитие культуры и др.);
6) высокая дифференциация в доходах населения.
Недостатки рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Правильно указаны пять недостатков 2
Правильно указаны три-четыре недостатка 1
Правильно указаны один-два недостатка.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
Как уже отмечалось, задания с развёрнутым ответом требуют от выпускников осу-ществления определенного вида познавательной деятельности, основанного на примене-нии полученных в результате изучения курса знаниях и выработанных умениях. В раз-личных экзаменационных вариантах на той или иной позиции части 3 представлено раз-личное содержание обществоведческих знаний. Так, в одном варианте задание 32(С5) экономического содержания, в другом – политического, в третьем – правового и т.д. Аналогичным образом представлено содержание курса в различных вариантах по осталь-ным заданиям. Альтернативное задание 36(С9) охватывает все базовые науки. Незыбле-мым по каждой позиции остается проверяемое умение. Безусловно, владение содержани-ем влияет на результат выполнения того или иного задания, однако объектом проверки в первую очередь является овладение тем или иным умением. Это дает основание для си-стематизации заданий с развернутым ответом, целостного анализа статистических мате-риалов и определения тенденций в овладении необходимыми умениями.
2. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзамену-емых
2.1. Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (28 С1)-31 (С4))
Каждый вариант КИМ включает фрагмент источника (носителя социальной ин-формации) общим объемом авторского текста порядка 250-300 слов. Первые два вопроса-задания (28(С1), 29(С2)) оцениваются от 0 до 2 баллов, два последующих (30(С3), 31 (С4)) – от 0 до 3 баллов. Таким образом, за полное правильное выполнение мини-теста с тек-стовым фрагментом экзаменуемый может получить 10 баллов.
Тексты, используемые в КИМ ЕГЭ, обладают следующими характеристиками:
• тематически связаны с изученным содержанием, отражают, уточняют или расширяют его;
• поднимают социально значимую проблему;
• содержат завершенную, доступно изложенную авторскую точку зрения.
При оценке ответов экзаменуемых или еще на этапе предварительного ознакомле-ния с заданиями и критериями их оценивания необходимо внимательно прочитать текст и разобрать задания к нему (в ряде случаев целесообразно отметить в тексте соответству-ющие фрагменты).
К текстовому фрагменту поставлены четыре вопроса – задания, которые в сово-купности с фрагментом источника образуют составное задание, своего рода мини-тест. Каждый из четырех вопросов (заданий) к тексту имеет свое назначение в экзаменацион-ной работе и направлен на проверку определенной группы умений. Первое задание (28(С1)) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Второе задание (29(С2)) на преобра-зующее воспроизведение и интерпретацию текста в заданном контексте (выявление клю-чевых идей текста, разъяснение отдельных положений и т.п.). Третье задание (30(С3)) предполагает привлечение знаний обществоведческого курса и направлено на конкрети-зацию отдельных положений текста в связи с изученным курсом, на интерпретацию клю-чевых идей, проблем с опорой на собственные знания. Четвёртое задание (31(С4)) пред-полагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, само-стоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суж-дений, связанных с проблематикой текста и т.п.
При детальном рассмотрении характера вопросов-заданий к текстам можно выде-лить некоторые их модели.
1) Задания на раскрытие смысла отдельной части, идеи, проблемы текста («Как вы понимаете мысль о том, что…? Используя текст, приведите два объяснения.»);
2) Задание на правильную интерпретацию авторского положения («Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что…? Свой вывод обоснуйте, при-влекая положения текста.»);
3) Задания, требующие установления прямой связи положений текста с обще-ствоведческим курсом («На основе знаний курса и авторского текста назовите…»; «Опи-раясь на текст документа и знание курса, укажите…»);
4) Задания, требующие конкретизировать определенную авторскую идею фак-тами общественной жизни («Подтвердите / Проиллюстрируйте тремя примерами вывод автора о том…»);
5) Задания, выводящие экзаменуемых на анализ определенных явлений совре-менности с использованием положений текста и контекстных общестоведческих знаний;
6) Задания, требующие выражения собственного мнения и его аргументации («Возможно ли, на ваш взгляд… Используя текст и знания курса, приведите три аргумен-та в подтверждение своей позиции»).
Для оценки правильности и полноты ответов разработаны специальные критерии. В критериях предлагаются возможные формулировки ответов или даются общие подхо-ды, «ключи» к оценке ответов экзаменуемых. Вместе с этим указывается, что допускают-ся иные, отличные от данных в критериях, формулировки, не искажающие смысл правильного ответа.
Поскольку часть заданий обращена только к тексту, их система оценивания со-держит эталон правильного ответа (задания с закрытым рядом допустимых ответов). Как правило, это цитаты или близкий к тексту пересказ определённых фрагментов содержа-ния. Данное обстоятельство необходимо учитывать при оценивании рассуждений экза-менуемого, не связанных напрямую с содержанием текста. При любом, даже самом высо-ком качестве рассуждений, отсутствие их непосредственной связи с текстом не позволяет засчитать их как верные.
Выполнение другой части заданий (задания, предполагающие широкий спектр ва-риантов ответа) проверяется по критериям, содержащим лишь «ключ» и примеры воз-можных элементов правильного ответа.
Приводим фрагмент мини-теста – текст и два задания к нему, иллюстрирующие каждую из обозначенных выше групп заданий. К каждому из заданий приводятся приме-ры ответов из работ экзаменуемых.
Пример 4.
Главной движущей силой капиталистической экономики является личный инте-рес: каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или – как варианта – минимизацию своих убытков. А владельцы материальных ресурсов (соб-ственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высо-ким ценам. Рабочие также стремятся получить возможно больший доход (удовлетворе-ние) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими. В свою очередь потребители, покупая определённый продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Потребители, кроме того, стремятся сократить расходы и максимизировать полезность продукта. Коро-че говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придаёт направление и упорядоченность функциониро-ванию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной…
Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специали-зация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически ника-ких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят… Рабочий на сборочном конвейере, который по 8 часов в день устанавливает стёкла на «Форды», сам может владеть автомобилем «Хонда». Редко какие домохозяйства всерьёз налаживают собственное производство не-обходимых им пищи, жилья или одежды. Многие фермеры продают молоко со своей фермы местному молочному заводу, а сами покупают масло в местном супермаркете. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается.
(К. Макконнелл, С. Брю)
28 (С1)
Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы вла-дельцев различных факторов производства?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: личный интерес — это ситуация, когда каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой;
2) личные интересы владельцев различных факторов производства:
предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или – как вариант – минимизацию своих убытков;
владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам;
рабочие стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формули-ровках
Дан правильный ответ на первый вопрос, определены личные интересы вла-дельцев двух-трёх факторов производства 2
Дан правильный ответ на первый вопрос, определён экономический интерес владельцев одного любого фактора производства.
ИЛИ Определены только экономические интересы владельцев двух-трёх фак-торов производства 1
Дан только правильный ответ на первый вопрос.
ИЛИ Определён только экономический интерес владельцев одного любого фактора производства.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
2.2. Оценивание выполнения заданий на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста (32(С5))
Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о различных аспектах общественного явления, обобщенного в данном понятии, предъявляются на позиции 32(С5).
Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготов¬ки выпускников: 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими поня¬тиями, формулирование суждений и др.); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явле-нии, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).
Выполнение задания 32(С5) оценивается от 0 до 3 баллов.
в ответе не искажают его по существу); в соответствии
с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) инфор-мацию об одном аспекте понятия 1
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом коли-честве других элементов ответа.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
Пример 6.
Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.
Формулировка задания предполагает, что выпускник должен назвать три органа высшей государственной власти в Российской Федерации (не ветвей государственной власти, а названия конкретных органов власти) и указать по одному полномочию каждо-го органа. Естественно, что такая формулировка предполагает обязательно указание на то, полномочия какого органа указываются.
Рассмотрим рекомендации по оцениванию и фрагменты ответов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны быть названы органы государственной власти и соответ-ствующие полномочия, например:
1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Прези-дента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ);
2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной соб-ственностью);
3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов об-щей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).
Указание должности и полномочий Президента РФ может быть засчитано как верное.
Могут быть указаны другие высшие органы государственной власти и другие их полномочия
Названы три органа государственной власти и соответствующие им полномо-чия 3
Названы два-три органа государственной власти и полномочия двух из них.
ИЛИ Названы два органа, указаны три (и более) полномочия 2
Названы один–три органа и полномочия одного из них.
ИЛИ Назван один орган, указаны два-три (и более) полномочия.
ИЛИ Названы только три органа государственной власти 1
Названы только один-два органа государственной власти.
ИЛИ Органы не названы при любом количестве полномочий.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требо-ванию задания.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
Ответ 1
Эксперты оценили этот ответ максимальным баллом (3 балла).
Комментарий Названы три органа государственной власти и соответ-ствующие им полномочия.
Ответ 2
Эксперты оценили этот ответ 3 баллами
Комментарий Названы два органа государственной власти и соответствующие им полномочия (позиции 1 и 2 –две палаты Федерального Собрания РФ)
Пример 7.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основных права работода-теля, закреплённые Трудовым кодексом РФ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие права работодателя:
1) заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками (по итогам аттестации сотрудников директор института принял решение расторг-нуть трудовой договор с Юрием);
2) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры (ру-ководитель предприятия, участвуя в коллек¬тивных переговорах по изменению коллективного договора, предложил свой вариант организации отдыха работ-ников и членов их семей);
3) поощрять работников за добросовестный эффективный труд (директор под-писал приказ о премировании лучших рабочих своего завода);
4) требовать от работников исполнения ими трудовых обязан¬ностей и береж-ного отношения к имуществу работодателя, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка (директор автобусного парка требует, чтобы водители поддерживали порядок и чистоту кабине и салоне, напоминали пассажирам, что не следует портить сиденья, разрисовывать стены и мусорить в автобусе).
Могут быть названы и проиллюстрированы другие права, приведены иные примеры
Названы и проиллюстрированы три права 3
Названы два-три права, два из которых проиллюстрированы примером.
ИЛИ Названы два права, приведены три примера 2
Названы одно–три права, одно из которых проиллюстрировано примером.
ИЛИ Названо одно право, приведены два-три примера.
ИЛИ Названы только три права 1
Названы только одно-два права.
ИЛИ Приведены только один–три примера.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требова-нию задания.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
Ответ 3
Эксперты оценили этот ответ 3 баллами
Комментарий Названы и проиллюстрированы три права работодателя
2.4. Оценивание заданий на решение проблемных познавательных задач (34(С7))
Задание 34(С7) представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение за-дания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифи-цированы в зависимости от содержания условия или характера требований. В зависимо-сти от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблем-ное высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, эко-номического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт или явление. По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые тре-буют подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему); объяснять существующие взаимосвязи.
Существующие подходы в системе оценивания заданий 34 (С7) связаны с отдель-ными разновидностями заданий.
Подход первый.
1. Количество баллов определяется количеством названных содержательных элементов ответа.
1.1. Требование задачи представляет собой систему взаимосвязанных вопросов. В этом случае оцениваемыми элементами являются ответы на поставленные вопросы (в соответ-ствующем количестве).
1.2. Условие задачи содержит некое суждение, опровергнуть или поддержать которое необходимо с помощью нескольких аргументов (доказательств, обоснований). Оценивае-мые элементы ответа - заданное требованием количество суждений (аргументов), соот-ветствующих анализируемому суждению.
Подход второй.
2. Количество баллов определяется по принципу качественных накоплений.
2.1. Условие задачи предполагает формулирование четкого ответа на вопрос по тексту условия и его аргументацию. Оценивается наличие четкого ответа на поставленный во-прос и заданное количество аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обос-нований и т.п.).
Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны присутствовать следующие элементы:
1) вывод о том, что спрашивается;
2) приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обос-нования)
Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказа-тельств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.)
Сделан вывод и приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования). 3
Сделан вывод и приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование).
ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте двух приведенных аргументов 2
Сделан вывод, аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обосно-вания) не приведены.
ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте приведенного аргу-мента 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
2.2. Задача ориентирована на интерпретацию данных условия. Она может произ-водиться по следующим сценариям:
Направление интерпретации Оцениваемые элементы ответа
- сформулировать несколько доказательств и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы - N доказательств и ответ на вопрос
- определить социальный объект и привести несколько доказательств - четкое указание социального объекта и N доказательств
- определить социальный объект и привести несколько групп признаков (имеющиеся в тексте и не упомянутые в тексте) - четкое указание социального объекта и N признаков требуемых групп
- сделать несколько выводов - N выводов
Обратимся к рекомендациям по оцениванию задач, требующих на основе интер-претации данных условия сформулировать два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования и т.п.) и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы, которой конкретная задача посвящена.
Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны содержаться следующие позиции:
1) приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обос-нования)
Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказа-тельств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.);
2) раскрыт аспект проблемы
Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обосно-вания) и раскрыт аспект проблемы. 3
Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обосно-вания), но не раскрыт аспект проблемы.
ИЛИ Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование) и раскрыт аспект проблемы. 2
Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обосно-вание).
ИЛИ Раскрыт аспект проблемы, но не приведены аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
Рассмотрим конкретный пример.
Пример 8.
Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на вклю-чение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомер-ны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны;
2) пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает кон-ституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспо-собности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или де-еспособность супругов;
3) два аспекта: супруги могут определить в брачном договоре:
свои права и обязанности по взаимному содержанию;
способы участия в доходах друг друга;
порядок несения каждым из них семейных расходов;
определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;
любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супру-гов.
Пояснение и аспекты могут быть даны в иных формулировках
Правильно дан ответ, и приведено пояснение, названы два аспекта 3
Правильно дан ответ, и приведено пояснение, назван один аспект.
ИЛИ Правильно дан ответ, и названы два аспекта 2
Правильно дан ответ, и приведено пояснение.
ИЛИ Правильно дан ответ, и назван один аспект 1
Правильно только дан ответ.
ИЛИ Дан неправильный ответ (или ответ отсутствует) независимо от нали-чия/отсутствия других элементов.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требо-ванию задания.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
2.5. Оценивание выполнения заданий, требующих составления плана (35(С8))
Данный тип заданий требует составления сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме / проблеме обществоведческого курса.
С помощью данного задания проверяется целый комплекс знаний и умений (ком-петенций) выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве ее раз-личных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в це-лостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.
План - четкое последовательное представление частей содержания изученного во-проса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
Прежде чем приступить к оцениванию задания необходимо четко уяснить сущ-ность требования, из которого вытекают оцениваемые элементы ответа. Выполнение это-го задания предполагает: а) соответствие структуры предложенного ответа плану сложно-го типа; б) наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; в) коррект-ность формулировок пунктов плана.
В систему оценивания задания этого типа внесено следующее положение: «Фор-мулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отра-жающие специфики темы, не засчитываются при оценивании». Это должно поставить заслон потоку бессодержательных планов, пригодных, как говорится, на все случаи жиз-ни. Например, если подразумевается раскрытие какого-либо общественного процесса, динамического социального явления, нередко используется такое клише: этапы развития (далее указывается названное в теме явление): 1) становление, 2) нынешнее состояние, 3) перспективы дальнейшего развития. Применительно к этому случаю можно сказать словами известного общественного деятеля: по форме верно (один из пунктов вместе с подпунктами представлен), а по сути – издевательство.
Указание в критериях оценивания на пункты приведённого образца, отсутствие которых не даст возможность раскрыть тему по существу, направлено на повышение ка-чества оценки содержательной стороны плана. При этом формулировки, данные выпуск-ником, не обязательно должны дословно совпадать с тем, что приводятся в модельном об-разце, но они должны четко отразить необходимую сторону явления, признак понятия, характеристику процесса и т.п.: «Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу форму-лировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу»
!!!Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или сме-шанной формах.
Вот какой план по теме «Воздействие экономики на социальную структуру обще-ства» был предложен в одной из работ:
«1. Понятие «социальная структура»
2. Дифференциация общества:
а) по доходу
б) по отношению к власти
в) по виду профессии
3. Влияние циклов экономики на общество
а) пик
б) рецессия
в) дно
г) экспансия
4. Государственные социальные программы
а) поддержка малоимущих безработных
б) развитие здравоохранения
в) предоставление социальных гарантий населению
г) молодежные программы
5. Роль экономики в формировании социальной структуры общества».
Непосредственно на раскрытие темы здесь работает только последний пункт. При этом он никак не конкретизирован. Пункт 3 явно лишний. Включая пункт 2, выпускник, видимо, хотел обозначить аспект, связанный с критериями (факторами) социальной диф-ференциации общества, однако не сумел найти обобщающего понятия и должной форму-лировки. Конкретизация пункта 3 не соответствует заявленной позиции: влияние циклов экономики на общество. Главное, однако, состоит в том, что отсутствует указание на важные стороны рассматриваемой темы: появление новых социальных групп под влия-нием изменений отношений собственности, изменения в профессиональной дифферен-циации, вызванные новыми потребностями производства и т.п.
Если приведенный выпускником план позволяет раскрыть тему, то даже наличие в ответе наряду с корректными формулировками ошибочных позиций, дает основание оце-нить этот ответ положительно (оценивается 1 баллом).
Пример 9.
Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План дол-жен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в под-пунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы, согласно предлагаемому вари-анту верного ответа, может быть таким:
1. Научное познание – один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от че-ловека);
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, ма-тематические символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.
Задания этого типа оцениваются в соответствии со следующими универсальными, обобщенными критериями:
Структура предло-женного плана Наличие пунктов пла-на, без которых данная тема
не может быть раскры-та
по существу Корректность формулировок пунктов плана Баллы
Три или более пунктов, любые два из которых детали-зированы
в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют рас-крыть содержание темы по су-ществу 3
Два пункта, дета-лизированы
в подпунктах.
ИЛИ
Три пункта, любой один
из которых детали-зирован
в подпунктах Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют рас-крыть содержание темы по су-ществу Темами мини-сочинения выступают высказывания ученых, деятелей культуры, публицистов, общественных и государственных деятелей, философов прошлого и нашего времени. Имена ряда из них, а подчас и некоторые факты биографии, могут быть знакомы учащимся из курсов истории, литературы, обществознания, из внеучебных источников информации.
Следует ли приводить такие сведения в экзаменационной работе? В одном толь-ко случае – если это прямо «работает» на раскрытие темы, обоснование своей пози-ции по поднятой проблеме. Например, выпускник выбрал в качестве темы эссе одно из высказываний А.Ф. Кони о равенстве людей перед законом. Рассмотрим возможные ва-рианты ответа: 1) выпускник достаточно подробно пересказал биографию автора выска-зывания (готовил реферат на уроке истории), затем перешел к раскрытию темы эссе вне связи с предыдущей частью; 2) учащийся никак не отреагировал на авторство высказыва-ния; 3) экзаменуемый отметил, что Кони был известным отечественным юристом в доре-волюционной России, отстаивал демократические принципы правосудия, о чем свиде-тельствует и приведенное высказывание; такую позицию можно считать прогрессивной и актуальной и сегодня, что должны подтвердить последующие рассуждения.
Первый вариант ответа вряд ли что-то может прибавить к общей оценке работы, поскольку задание не содержит требования раскрывать биографию или взгляды авторов суждений, и наличие / отсутствие фактов биографии автора никак не учитывается при оценивании. По этой же причине оценка не может быть снижена и в тех случаях (их по-давляющее большинство), которые отражены во втором варианте. Третий вариант ответа, несомненно, должен пойти «в зачет выпускнику», повысить оценку работы, поскольку таким образом выпускник показал понимание смысла высказывания.
Темы, предлагаемые для написания мини-сочинений, сгруппированы в пять блоков. Темы, раскрываемые в контексте социальной психологии и социологии, вклю-чены в одно направление. Такое объединение оправдано с точки зрения тематической близости этих областей науки. Экзаменуемый получает возможность использовать поло-жений и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук при написании эссе.
!!! Теоретическая и фактическая аргументация ответа «разведены» (критерии К2 и К3), поэтому необходимо учитывать следующие элементы:
1) раскрытие смысла высказывания;
2) характер и уровень теоретической аргументации;
3) качество фактической аргументации.
Само оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой пози-ции прибавляет к уже накопленным новые баллы. Их количество по критериям К2 и К3 колеблется от нуля до двух баллов в зависимости от уровня реализации данной позиции.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 36 (С9), критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не понял (или раскрыл неверно) смысла высказывания, не обозначил поставленной автором проблемы (выдвинутой темы) и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом вы-ставляется 0 баллов.
Заключение.
Проверка выполнения заданий с развёрнутым ответом может проводиться только подготовленными экспертами, свободно владеющими содержанием школьного обще-ствоведческого курса.
Эксперту важно четко представлять содержание основных документов, на базе ко-торых выстраивается содержание КИМ ЕГЭ и система оценивания включенных в них заданий. Это, прежде всего, Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). Необходимо также ознакомиться с содержанием учебных программ и учебников об-ществознания для 10 и 11 классов, рекомендованных или допущенных к использованию в школе (см. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Мини-стерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образователь-ном процессе в общеобразовательных учреждениях). Перечень учебников может быть расширен с учетом пособий, созданных в конкретных субъектах РФ. При подготовке к проверке ответов экзаменуемых целесообразно познакомиться с содержанием наиболее широко используемых учебников и учебных пособий в практике преподавания предмета в своем регионе.
Отметим в заключение отдельные положения, которые помогут надлежащей под-готовке экспертов к оценке заданий с развёрнутым ответом.
1. Важно знать общие подходы к созданию вариантов экзаменационной работы и месту заданий с развёрнутым ответом в ней. Это важно для адекватной оценки образовательных возможностей экзаменуемых, т.к. позволяет преодолеть завышенность или заниженность требований к содержанию отдельных работ с развёрнутым ответом.
2. Следует помнить, что оценка заданий с развёрнутым ответом строится на основе спе-циально разработанной системы критериев. Среди них имеются:
а) критерии, основанные на определенных элементах ответа;
б) критерии, основанные на возможных подходах к выполнению заданий, но не предполагающие исчерпать все многообразие позиций ожидаемых ответов и прямое тек-стовое воспроизведение фраз, прописываемых в качестве примерного ответа авторами заданий и разработчиками КИМ.
3. Необходимо понимать, что содержание (канва) ответа, предлагаемая разработчиками в Инструкции по проверке и оцениванию выполнения отдельных заданий, представляет собой вариант распространенный, но не единственно возможный. Поэтому так важно научиться различать положения: «Правильный ответ должен содержать…» или «Пра-вильный ответ может содержать…», обращать внимание на наличие в эталоне ответа слова «например», учитывать допущение «Могут быть приведены иные имеющие ос-нование позиции». В одном случае отыскиваются и оцениваются только позиции, соот-ветствующие приведенным в эталоне ответа, в другом – проверяется и оценивается осно-вательность всех приведенных суждений экзаменуемого.
4. Важно уметь выделять задания, которые носят многоуровневый характер, т.е. вклю-чают несколько требований, например, высказать своё мнение и аргументировать его или определить социальный объект и сформулировать объяснение данного определения и т.п. В этом случае необходимо чётко следовать инструкции по оцениванию, указывающей требуемые элементы правильного ответа и их комбинации для выставления определен-ного балла.
5. На этапе ознакомления с содержанием заданий, ответы на которые предстоит прове-рять и оценивать, эксперту полезно выполнить каждое из них, следуя предложенным для экзаменуемых инструкциям.
6. При обучении и в реальных условиях проверки экзаменационных работ экспертам целесообразно самостоятельно моделировать допустимую логику построения ответов по каждому заданию, выявлять ключевые понятия, теоретические сведения, которые могут понадобиться при решении (и оценке) каждого задания, выстраивать возможный веер по-зиций ответа. Эта предварительная работа помогает оптимизировать основную деятель-ность эксперта по проверке и оценке ответов испытуемых. Следование данной рекомен-дации (особенно на этапе предварительного ознакомления с критериями оценивания), своевременное обращение к необходимой справочной литературе поможет сэкономить время в день проверки работ.
7. Приступая к проверке и оценке выполнения задания с развёрнутым ответом, следует
• ознакомиться с текстом задания и критериями его оценивания;
• уяснить, какие элементы ответа и в каком количестве являются объектом проверки;
• обратить внимание на формулировку указаний к оцениванию – открытый или закры-тый ряд положений верного ответа предлагают разработчики;
• обратить особое внимание на наличие или отсутствие указания о невозможности вы-ставления высшего балла за ответ, в котором присутствуют неверные позиции наряду с верными;
• выстроить собственную модель ответа, соблюдая требования к экзаменуемому, предъ-являемые каждым конкретным заданием;
• в случае несогласия с предложенными критериями оценивания или какими-либо со-мнениями обратиться к председателю региональной предметной комиссии экспертов, который, в случае необходимости, свяжется с разработчиками заданий и получит необ-ходимые разъяснения.
8. Согласно общей инструкции, порядок работы эксперта предполагает, что
• сначала оцениваются ответы на задание 28 (С1) во всех бланках, затем – 29(С2), далее 30 (С3) и т.д.;
• оценка за каждое задание (число баллов) вводится в специальное поле, соответствую-щее номеру задания (это может быть максимальный балл, если задание выполнено полно и правильно; один из промежуточных баллов, если на задание дан неполный, но пра-вильный ответ; или 0 балов, если ответ неправильный или в нем отражены знания, кото-рые ниже требований, предъявляемых критериями к результативному ответу); в случае если ответ отсутствует и нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуе-мый приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле вносится крестик – знак «Х», а не «0».;
• при оценивании альтернативного задания 36 (С9)
- баллы по заданию 36 (С9), критерий К1 переносятся в колонку 9 протокола;
баллы по заданию 36 (С9), критерий К2 переносятся в колонку 10 протокола;
баллы по заданию 36 (С9), критерий К3 переносятся в колонку 11 протокола;
номер альтернативы, выбранной выпускником в задании 36 (С9), вносится в колонку 12 протокола.
Наряду с заданиями, критерии к которым позволяют избегать «промежуточных» ситуаций и не вызывают проблем с оцениванием, существует целый ряд других заданий, менее однозначных для выполнения и последующей оценки. Предлагаемые методические рекомендации раскрывают ряд случаев, в которых эксперт попадает в затруднительное положение при выставлении оценки и должен найти объективные основания для присво-ения ответу определенного балла. Рассматриваются проблемные ситуации оценки экза-менационных работ, приводятся примеры, разъясняются дополнительные основания для определения того балла, которого заслуживает ответ экзаменуемого. Тем не менее, значительная ответственность при оценке работ экзаменуемых лежит на самом эксперте. Именно его профессиональная компетентность как предметника и специальная подготов-ка как эксперта позволяет оценить верность приведенных примеров, аргументов, иллю-страций, их соответствие заданию и т.п., и, самое главное, - те ответы, которые не укла-дываются и не могут быть уложены в строго определенные рамки эталона ответа.
Источник: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf |