Пятница, 22.11.2024, 08:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Булгакова А.И.

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Образовательные квесты как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

 «Образовательные квесты как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

Подготовил: Булгаков Александр Игоревич, учитель истории, обществознания и права                                                         МБОУ г.  Мценска «Средняя школа № 3»

 

 

Выращивайте ваши лучшие идеи.

Это занятие благородное.

Из сотен идей, рождающихся в наших головах ежедневно, вырастут лишь те, о которых мы позаботимся. Вырастут лишь те, которые мы подкрепим действиями, а остальные умрут, оставшись ничем.

Помните, всё когда-то в нашем мире начиналось с идеи, все те вещи, которые нас сейчас окружают, тоже когда-то были идеями. Одной своей педагогической идеей я хочу сегодня с Вами поделиться.

Мы живем в мире, который меняется очень-очень быстро и успешность человека сегодня зависит не от механического выполнения заданий, а от того, насколько быстро и правильно он реагирует на меняющиеся условия, приспосабливается к ним, продуцирует новые идеи.

Федеральные государственные образовательные стандарты последнего поколения ориентированы на становление таких важных личностных качеств как настойчивое стремление к непрерывному самообразованию, установка на постоянное пополнение имеющихся знаний новыми, расширяющими сферу их возможного применения на практике. Большое значение приобретает способность ориентироваться в информационных потоках, умение быстро находить полезную информацию в сети Интернет, анализировать её и использовать в своей деятельности, повышая эффективность интеллектуального или физического труда, склонность к самостоятельному принятию решений, творческое отношение к учебной или профессиональной деятельности.

Однако, не смотря на усилия стандартов, все еще актуальна проблема качества образования, что подтверждается данными международных исследований, таких как PISA, TIMSS, PIRLS и другие.

Я пришел в школу сравнительно недавно, но и моего педагогического опыта достаточно, чтобы понять, что жизнь современного школьника – это компьютерные игры, гаджеты, спорт и, конечно, социальные сети, очевидно, что жизнь современного школьника – это жизнь on-line и учеба в школе не является приоритетом. Я стал думать, как же сделать так, чтобы учиться моему ученику было также интересно, как и жить on-line.

Одним из путей решения, на мой взгляд, является разнообразие учебного процесса, акти­визация познавательной деятельности учащихся, расширение сферы их интересов. Это требует вне­дрения новейших форм, методов и технологий об­учения. Одной из таких современных технологий является квест-технология или технология образовательных квестов.

Собственно понятие «квест» (транслит. англ. quest - поиски) и обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

В образовательном процессе квест  - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.

1. По форме проведения квесты бывают:

а) компьютерные игры-квесты – один из ос­новных жанров компьютерных игр, представляет собой интерактивную историю с главным героем; при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игро­ка умственных усилий;

б) веб-квесты – направлены на поиск и анализ веб-ресурсов, и создание веб-продукта (сайт, блог, виртуальный словарь и т.п.);

в) QR-квесты – направлены на использование QR-кодов;

г) медиа-квесты – направлены на поиск и ана­лиз медиаресурсов. К такому виду квестов можно отнести фото / видео квесты;

д) квесты на природе (улицы, парках и т.д.);

е) комбинированные.

2. По режиму проведения: в реальном режиме; в виртуальном режиме; в комбинированном режиме.

3. По сроку реализации квесты различают: кра­ткосрочные – цель: углубление знаний и их инте­грация, рассчитаны на одно – три занятия; долго­срочные – цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок – может быть, на семестр или учебный год.

4. По форме работы: групповые; индивидуаль­ные.

5. По предметному содержанию: моно квест; межпредметный квест.

6. По структуре сюжетов различают: линейные; не линейные; кольцевые.

7. По информационной образовательной среде: традиционная образовательная среда; виртуальная образовательная среда.

8. По технической платформе: виртуальные дневники и журналы (блоги, ЖЖ и др.); сайты; фо­румы; Google – группы; Вики – страницы; социаль­ные сети.

9. По доминирующей деятельности учащихся: исследовательский квест; информационный квест; творческий квест; поисковый квест; игровой квест; ролевой квест.

10. За характером контактов: учащиеся одного класса или школы; ученики одного района; учащи­еся одной страны; учащиеся из разных стран.

11. По типу задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча):

а) перевод – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных ис­точников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

б) планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий;

в) самопознание – любые аспекты исследования личности;

г) компиляция – трансформация формата ин­формации, полученной из разных источников: соз­дание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

д) творческое задание – творческая работа в определенном жанре – создание пьесы, стихи, пес­ни, видеоролика;

е) аналитическая задача – поиск и систематиза­ция информации;

ж) детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов;

с) достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме;

и) оценка – обоснование определенной точки зрения;

к) журналистское расследование – объективное из­ложение информации (разделение мнений и фактов);

л) убеждение – склонение на свою сторону оп­понентов или нейтрально настроенных лиц;

м) научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Необходимо отметить, что один и тот же квест может быть классифицирован по нескольким пара­метрам одновременно.

Структура образовательного квеста может быть следующей: введение (в котором прописывается сюжет, роли); задания (этапы, вопросы, ролевые задания); порядок выполнения (бонусы, штрафы); оценка (итоги, призы).

Педагогу, разрабатывающему квест, необходимо определить цели и задачи квеста; целевую аудиторию и количество участников; сюжет и форму квеста, написать сценарий; определить необходимое пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначить дату и заинтриговать участников.

Использование в образовательном процессе технологии веб-квест позволяет:

  • развивать навыки информационной деятельности человека;
  • формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету;
  • развивать творческий потенциал школьников;
  • формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала.

Преимуществом образовательных квестов является использование активных методов обучения. Квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы. Следует отметить, что обучение с помощью квест-технологии позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию.

Образовательные квесты позволяют достичь личностных, предметных и метапредметных результатов образовательной деятельности, потому что:

1.     направлены на расширение информационной грамотности, формирует информационную культуру, умение работать с различными источниками информации и перерабатывать её;

2.     относятся к личностно - ориентированному обучению;

3.     позволяет формировать УУД;

4.     активизируют познавательную деятельность и мотивируют к изучению школьных предметов;

5.     позволяют применять полученные знания на практике;

6.     способствует не только интеллектуальному, но и нравственному развитию учащихся: они учатся выстраивать позитивный диалог друг с другом, осознавать меру личной ответственности в решении общих задач.

Каков же был мой мотив, когда я начал свой педагогический поиск? Несомненно, когда я общаюсь с детьми, я признаю достоинство каждого (любого), понимаю и принимаю его, защищаю достоинство и интересы, помогаю оказавшемуся в конфликтной ситуации, стараюсь находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивая его понимание и переживание любым моим учеником… Можно еще много всего перечислять, но я перейду к главному.  В основе моего поиска лежало желание сделать «урочную» жизнь каждого (любóго, лю́бого) моего ученика интересной, и, конечно, показать как удивителен и прекрасен мир школьного предмета – история, помочь ему стать не наблюдателем, а непосредственным участником исторических событий минувших дней. Каков же был мой мотив? Мотивом моим была ЛЮБОВЬ … Любовь к ученику, к истории, к Родине, к жизни!

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: AlexIV (13.03.2016)
Просмотров: 1237 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Лидия  
0
Дерзайте, Александр Игоревич! Мне очень понравился лейтмотив Вашей статьи- Любовь к ученику, истории и Родине!

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz